Направления из психологии и психотерапии, которые я использую в своей работе

  • Экзистенциальная – зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к экзистенциальной психологии, основоположником которой считают Сёрена Кьеркегора. Её целью является подведение клиента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор.
  • Логотерапия — разработана Виктором Франклом в середине XX века. Это один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования.
  • Гештальт-терапия — основные идеи были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом. Гештальт-терапия не является прикладной отраслью гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые её идеи. Целью является создание и укрепление целостного образа личности клиента. Посредством осознавания клиент выявляет отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принимает их, принимает себя и тем самым восстанавливает целостность своей личности.
  • Бодинамика — в 1970-х годах Лизбет Марчер и ее коллеги создали данный метод телесно–ориентированной психотерапии. Это подход, который связывает глубокие знания о моторном развитии человека, начиная с внутриутробного периода с тем, как человек развивается психологически.
  • Символдрама – метод был разработан в 1950-70-х годах профессором Ханскарлом Лёйнером. Является одним из направлений современной психоаналитически ориентированной психотерапии. Основу символдрамы составляет особый метод работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление.
  • Лайф-Коучинг — возник в начале 1980-х годов, создателем и основателем считается Томас Дж. Леонард. Является системой профессиональных взаимоотношений между специалистом (коучем) и клиентом, выражающейся в поддержке и сопровождении клиента до получения им результата в жизни в соответствии с его запросом.
  • Аналитическая — появилась в XX веке, основателем является Карл Густав Юнг. В центре находится учение о бессознательном, которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. Кроме индивидуального бессознательного, Юнг выделяет еще Коллективное бессознательное. Интерпретируя с психологической точки зрения данные физической и культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как «осадок» в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития.
  • Процессоориентированная — подход был создан юнгианским аналитиком Арнольдом Минделлом в 1970-х годах. Сутью является разворачивание исцеляющего процесса из тенденций самой решаемой проблемы. Метод восходит корнями к аналитической психологии Юнга, и включает в себя другие направления современной психологии и психотерапии, последние открытия, соединяющие психологию и квантовую физику, а также традиционные духовные подходы востока и запада. Процессуальная психология и психотерапия помогает происходить и свершаться процессам, которые заложены «внутри» человека, организации, сообщества.
  • Бихевиоризм – возник как направление в американской психологии в конце XIX – начале XX века. Основателем считается Джон Уотсон. Это направление в психологии, предметом изучения которого является поведение людей, животных посредством систематического подхода. Основная идея этого направления заключается в том, что человек ведет себя неосознанно, его поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира.
  • Когнитивная — формальным началом данного направления считается 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомский, Дэвид Грин и Джон Свитс. Это отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы, такие, как память, внимание, чувства, представления информации, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений. Основная идея сводится к тому, что все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно. Таким образом, появляются новые схемы и обновляются старые.
  • Гуманистическая — в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов ХХ века. Лидирующими фигурами данного направления стали К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Это направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
  • Трансперсональная — данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, Э. Сутич и другие. Это течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье.
  • Трансцендентная – открывает доступ к бессознательному человеку, где спрятаны причины его проблем, заболеваний, конфликтов. У каждой проблемы есть решение: в бессознательном также находится источник внутренней трансформации, необходимой для восстановления подлинной сущности человека. Происходит обращение к глубинным слоям психики, на уровне которых возможна работа с давно забытыми травматическими событиями.
  • Когнитивно-поведенческая — методика, которая выделяет неосознанные мотивации человека, переводит их на сознательный уровень, помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие невротические и другие патологические состояния. Из названия понятно, что КПТ соединяет в себе два научных психологических подхода: когнитивный и поведенческий (бихевиористский). Первый заявляет то, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызываются мыслями и убеждениями, стереотипами мышления, приобретенными в течение жизни. Второй утверждает, что поведение человека (как и животного) можно изменить с помощью поощрения желаемых форм действий и отсутствия подкрепления нежелательных поступков. В 1980-х и 1990-х годах когнитивные и поведенческие методы были объединены в когнитивно-поведенческую терапию. Ключевым моментом в этом слиянии стала успешная разработка методов лечения панического расстройства Дэвидом М. Кларком в Великобритании и Дэвидом Х. Барлоу в США.
  • Клиент-центрированный подход — утверждает, что каждый человек способен найти способ стать лучшей версией себя – при условии, если в этом процессе его будет сопровождать профессионал. В 1940 году американский психотерапевт Карл Роджерс представил научному сообществу собственные наработки недирективной системы психотерапии. История КЦПТ началась с важного открытия: терапевт может занять по отношению к клиенту недирективную позицию, то есть не пытаться давать ответы на вопросы или советы, а только подводить клиента к тому, чтобы тот нашел правильное решение самостоятельно. Таким образом, в КЦПТ центральной фигурой терапевтического процесса стал клиент.
  • Психодинамические подходы — предполагают, что все происходящее в психике человека является следствием того, как взаимодействуют ее глубинные неосознанные силы: наши влечения, прошлый опыт, убеждения и нормы, привнесенные обществом, культурой и семьей. Их взаимодействие не статично, а динамично, то есть изменчиво. Выявление этих влияний, осознание и работа с ними может привести к улучшению в состоянии клиента, позитивным переменам в работе психики. Термин «психодинамика» был введен в 1918 году Р. Вудвортсем. Он
    возник под влиянием ставших в это время очень популярными работ
    З.Фрейда.
  • Психодрама — ведёт свою историю с начала 1920-х годов. 1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку «на злобу дня». В процессе игры актёры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день — день смеха — считается днём рождения психодрамы. Это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития его творческого потенциала и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.
  • Духовно-ориентированная — ее развитие осуществляется на базе различных религиозно-философских учений о человеке, опираясь на традиционные духовные ценности и признание реальности духовного бытия. Цель состоит в том, чтобы поднять достоинство человека, показать ту светлую часть его личности, почувствовав контакт с которой он преображается, ощущает своё предназначение и получает ресурсы для его реализации.
  • Трансгенерационная — во взглядах З. Фрейда и К. Г. Юнга прослеживается идея о существовании трансгенерационной (межпоколенной) связи, которая представляет собой передачу предками и принятие потомками идей, образов, переживаний, чувств и т. д. Далее вопрос о межпоколенной связи изучался в различных направлениях семейной психотерапии.
    Начиная с работ З. Фрейда, которые послужили неким толчком к развитию вопросов трансгенерации, идея о том, что прошлое присутствует в нашем настоящем становится одной из основополагающих во многих психологических школах. Пройдя довольно долгий путь, идеи трансляции семейного опыта развивались, наполнялись новым содержанием и, в конце концов, были интегрированы в рамках трансгенерационного подхода. Представители трансгенерационного подхода: А. А. Шутценбергер, Н. Абрахам, М. Терек, И. Бузормени-Надь и др.
  • Транзактный анализ — основы теории транзактного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к транзактному анализу пришелся на 1970-е годы. Он представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими. Краеугольным камнем транзактного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
  • Психогенеология — метод работы с семейным наследием, разработанный в конце XX века Анн Анселин Шутценбергер (Anne Ancelin Schutzenberger). Согласно психогенеалогии, некоторые наши жизненно важные решения, мечты, желания имеют неявную, но прямую связь с событиями жизни наших предков. Мы «носим в себе» все драмы нашей семейной истории. Цель психогенеалогии: выявить то, что может передаваться из поколения в поколение (семейные тайны, повторяющиеся события), распутать клубки родственных связей и помочь пациенту освободиться от семейного «наследства» — не повторять сценарии прошлого семьи, а жить свою собственную жизнь.
  • Семейная системная психология — в семейной психологии в роли клиента выступает семья, как целостная система со своими правилами взаимодействия, внутренними конфликтами, законами и даже мифами. Семейные психологи говорят, что проблема одного члена семьи — проблема всей системы. Находясь внутри этой системы, каждый член семьи оценивает ситуацию со своей позиции, предвзято. Поэтому нужен специалист, который не будет принимать ничью сторону, даст право голоса всем участникам конфликта (в том числе детям) и позаботится о том, чтобы все услышали друг друга правильно.
  • Семейная психотерапия — основателями являются Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916-1999), Мюррей Боуэн, США (1913-1990), Вирджиния Сатир, США (1916-1988), Карл Витакер, США (1912-1995). Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех — работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.

 

В своих консультациях, курсах и программах я использую знания, техники и инструменты из этих направлений, собирая их в один единый пазл, что приводит к авторству, уникальности, а также индивидуальному и многоуровневому подходу к каждому человеку и его ситуации!

Уникальность и ценность подхода в том, что работа происходит со всеми многоуровневыми системами человека, влияющими на него и весь его жизненный путь.

Мы работаем с опытом и программами, которые тянутся из далекого прошлого, детства, семейного рода и опыта души.

Работа происходит не только на сознательном, но и бессознательном уровне — как на личном, так и на коллективном.

А также работа происходит на всех 7 телах человеческой природы, его структуры и психики: физическом, эфирном, астральном, ментальном, каузальном, будхиальном и атмоническом.

Такой подход позволяет получить стабильные и качественные результаты в кратчайшие сроки.

С уважением, Ирина Дражевская, дипломированный специалист по трансформации судьбы.

Добавить комментарий